Я просто айфон советской сборки.
«В сравнении с Германом фильмы Квентина Тарантино — это Уолт Дисней.»
Умберто Эко
Умберто Эко
Долго думала, писать или нет, но решила, что надо. Для тех, кто не в курсе, в субботу ходила на "Трудно быть богом" Германа-старшего. Мой самый долгожданный фильм. Я его жду с тех пор, как будучи ещё школьницей услышала по радио интервью с Ярмольником, в котором он рассказывал о начале съёмок. Я тогда уже прочла роман и уже тогда любила книги АБС всей душой. Единственное, что Ярмольника в роли Руматы не представляла, слишком старый, да и типаж не тот.
Когда фильм вышел, но в провинциальные кинотеатры не попал, я даже собиралась ехать в Москву в кино, но потом узнала, что показ будет на Зеркале, и решила, что подожду ещё пару месяцев, раз уж прождала пятнадцать лет.
Отзыв писать было боязно, не охота прослыть извращенкой, ну да ладно. На самом деле мне фильм понравился. Ну, во-первых, я его слишком долго ждала, поэтому заранее была настроена на то, что мне всё понравится. Я последовала советы Кармалиты и смотрела фильм не как рассказ, а как картинку, благо, сюжет я и так знаю. Думаю, я попала на волну режиссёра, полностью прониклась духом и атмосферой.
Не спорю, что фильм из категории "кровь-кишки-распидорасло", но это воспринимается иначе, чем обычная чернуха. Во многом эффект сглаживает чёрно-белая плёнка, во многом сама подача и сам сюжет. Фильм не повествовательный, он атмосферный, он потрясающе погружает в раннее средневековье. Невежество, грязь, фанатизм, кровь, безумие толпы и безысходность. Всё это подчёркивается "диалогами", когда каждый слышит только себя. Съёмка такая, что кажется, будто смотришь не со стороны, и даже не через обруч Руматы, а как будто ты сам находишься в толпе, будто ты её часть. И да, Ярмольник потрясающе сыграл свою роль, не представляю никого другого на его месте. В общем, я до сих пор под впечатлением.
Если бы я могла посмотреть этот фильм тогда, пятнадцать лет назад, я бы никогда не подалась к реконструкторам, потому что никогда бы не смогла вновь прикасаться к тому времени.
Хотя судя по остальным отзывам, я не удивлена, что Ярмольник несколько раз отказывался от съемок.
Ну и наверное, я смогла чётко разграничить книгу и фильм, для меня это две совершенно разные вещи, так же, как "Сталкер" и "Пикник на обочине" например. В обоих случаях фильм идёт как атмосфера, иллюстрация, это скорее дополнение к сюжету.
sasta, знаешь, мне кажется, тут ещё очень важно личное впечатление. Я, на самом деле, тоже не люблю фильмы по мотивам, а этот понравился. "Чародеев" не могу смотреть совсем, а "Сталкера" нежно люблю. Может быть потому, что в последнем больше недосказанного, чем привнесённого, но скорее всего, я просто попала на волну режиссера.